Дистанционное обучение
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5570 от 20 августа 2015 г.

Система дистанционного обучения

Что такое система дистанционного обучения?

Система дистанционного обучения предполагает, что студент (слушатель) и преподаватель взаимодействуют друг с другом посредством интернета, такое взаимодействие может быть произведено в форме вебинаров, компьютерного тестирования и т. п. Такая система становится особенно распространённой в последнее время в связи с тем, что всё большее количество обучающихся совмещают работу и получение образования или повышение квалификации. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Говоря о системе дистанционного обучения, следует также отметить что ещё в 1996 году в Европейском союзе был принят «Меморандум о непрерывном образовании», которым подтверждалось, что Европа вступила в «эпоху знаний». Европейский Совет также пришёл к выводу, что расширение непрерывного образования необходимо для успешного перехода в общество и экономику, основанные на знаниях. Непрерывное образование — это образование в течение всей жизни, которое также включает в себя и повышение квалификации, а самая доступная форма для получения непрерывного образования — это дистанционное обучение.

Как работает система дистанционного обучения?

Давайте подробно рассмотрим процесс дистанционного обучения. Как мы уже говорили выше, помимо студента и преподавателя в процессе дистанционного обучения задействован компьютер, который подключён к интернету. Именно посредством его и происходит процесс обучения, в удобное для студента время он подключается к обучающему сайту, читает лекции, смотрит видеолекции, выполняет контрольные задания в форме тестов, деловых игр и т. п. Для отдельных курсов уже внедрены виртуальные лаборатории, различные формы моделирования, мини-игры и многое другое. Используемые образовательными организациями функциональные возможности каждой системы дистанционного обучения зависят, прежде всего, от тех задач, на достижение которых направлен курс обучения.

Если говорить о системе дистанционного обучения, которая разработана и используется в ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир», то она внедрена в форме интернет-решения на отдельных сайтах различной тематики. Так, на сайте http://goszakaz.orientir-yug.ru используется система дистанционного обучения для заказчиков и поставщиков, работающих по нормам ФЗ № 44 и ФЗ № 223 и участвующих в госзакупках. В данной системе курсы обучения включают в себя лекции, которые слушатель может не только читать онлайн, но и сохранять для себя; видеолекции по наиболее актуальным вопросам; деловые игры, выполняя которые слушатель решает практические задачи в игровой форме, и в случае возникновения похожих ситуаций в работе слушатель будет готов к ним. Для самопроверки предусмотрены промежуточные тесты, которые позволяют слушателю оценить уровень своих знаний по итогам каждого изученного модуля. Завершается дистанционное обучение выполнением контрольной работы и итогового тестирования. Важным плюсом дистанционного обучения в ЧОУ ДПО МЦПК «Ориентир» является возможность консультаций у преподавателя. Предоставляется такая возможность каждому слушателю, реализуется посредством функционала личного кабинета на сайте дистанционного обучения. Система также даёт возможность слушателю и преподавателю отслеживать промежуточные и итоговые результаты обучения в виртуальной зачётке.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Первый плюс, который наиболее очевиден, — в дистанционном обучении отсутствуют какие-либо границы, временные либо территориальные. Дистанционное обучение подразумевает, что слушатель обучается в удобное для себя время, отсюда вытекает второй неоспоримый плюс дистанционного обучения — обучение без отрыва от работы. Работодателю больше не нужно оплачивать своему сотруднику командировочные расходы, в случае если сотруднику необходимо пройти повышение квалификации или даже переквалификацию. Третий плюс — стоимость дистанционного обучения, как правило ниже, чем в очном.

Однако помимо перечисленных плюсов дистанционное обучение также содержит в себе и отрицательные моменты, и первый из них — это то, что слушателю не всегда удаётся правильно распределить своё время и силы, а, оставляя всё на последний момент, слушатель снижает качество изученного материала. Поэтому, прежде чем определить для себя необходимую программу обучения, слушателю следует понять, сколько реально времени он сможет посвящать обучению.

Второй минус, или, скорее, особенность дистанционного обучения, заключается в том, что слушателю необходимо иметь доступ к изучаемому материалу, а значит иметь в свободном доступе компьютер и другую необходимую технику, а также владеть навыками использования компьютера и интернета. Третьим минусом является то, что система дистанционного обучения в основной своей массе не является практико-ориентированной и содержит в себе в основном теоретические знания.

Бесплатные платформы для организации системы дистанционного обучения

Не каждое учебное учреждение в состоянии самостоятельно создать и эксплуатировать свою систему дистанционного обучения в интернете, и тогда на помощь им приходят бесплатные интернет-платформы дистанционного обучения, где слушатель может обучаться как за деньги, так и бесплатно.

Кратко рассмотрим некоторые самые популярные из таких платформ:

«Национальная платформа открытого образования» (http://npoed.ru) — современная образовательная платформа, предлагающая онлайн-курсы по базовым дисциплинам, изучаемым в российских университетах. Платформа создана Ассоциацией «Национальная платформа открытого образования», учреждённой ведущими университетами — МГУ, СПбПУ, СПбГУ, НИТУ «МИСиС», НИУ «ВШЭ», МФТИ, УрФУ и ИТМО.

«Ё-Стади» (http://your-study.ru) — платформа, которая предоставляет возможность использовать e-learning (именно так называется дистанционное обучение) всем, кому это необходимо. Допускается и личное использование, т.е. предоставляется сервис отдельным преподавателям, которые хотят применять информационные технологии самостоятельно.

«Teachbase» (http://teachbase.ru) — это система, которая позволяет создавать и размещать курсы для продажи или для обучения сотрудников своей компании.

Это, конечно, далеко не исчерпывающий перечень подобных систем дистанционного обучения, их количество исчисляется десятками, если не сотнями, и постоянно растёт.

Для слушателя, в принципе, нет никакой разницы — будет он проходить обучение на платформе, разработанной самим обучающим центром, или на одной из бесплатных платформ. Слушателю важно получить качественные знания, а для этого ему следует внимательно изучить информацию, которую размещает на своём сайте обучающая организация, изучить учебный план курса, ознакомиться с отзывами обучившихся слушателей, определить для себя временные и денежные вложения, которые он готов затратить на изучение данного курса, а затем уже принимать решение, заключать договор с обучающим центром и приступать к обучению.

Корпоративные системы дистанционного обучения

В государственных корпорациях существуют собственные системы дистанционного обучения для повышения квалификации сотрудников. В частности, такие системы существуют: у ФГУП «Почта России», ОАО «РЖД», в Финансовой корпорации «УРАЛСИБ» и многих других. Таким образом становится понятно, что всё больше работодателей доверяет результатам дистанционного образования, и это большое достижение последних лет.

В заключение следует отметить, что все системы дистанционного обучения работают примерно одинаково, и только от желания слушателя получить знания будет зависеть результат повышения квалификации.

Автор: Гугуева Дарья Александровна

Возврат к списку