Дистанционное обучение
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5570 от 20 августа 2015 г.

Дистанционное обучение, образование

Дистанционное обучение – это процесс приобретения знаний, основанный на применении современных информационных и телекоммуникационных технологий. Оно представляет собой обучение на расстоянии, преимущественно без личного контакта между преподавателем и обучающимся.

Такая форма получения образования представляется универсальной, поскольку позволяет удовлетворить потребности в обучении самых разных категорий желающих.

Во-первых, она идеально подходит для обучаемых, которые получают первое образование, но не имеют достаточно времени для ежедневного посещения лекций и семинарских занятий. Во-вторых, дистанционное обучение привлекает внимание тех обучаемых, которые проживают в отдалённых районах страны и хотят получить качественное образование. Кроме того, обучение с применением дистанционных технологий является реальным шансом для получения образования людьми с ограниченными физическими возможностями. Также большое распространение дистанционное обучение получило среди крупных частных компаний, в госструктуре. Наконец, дистанционное обучение является наиболее доступной и удобной формой обучения для тех, кто уже имеет высшее или среднее профессиональное образование, но желает дистанционно повысить свою квалификацию или получить второе или более образование.

На сегодняшний день дистанционное обучение значительно упрочило свои позиции на рынке образовательных услуг. Обучение с помощью дистанционных технологий активно используется в действующей системе образования, в том числе и в рамках дополнительного профессионального образования. Как свидетельствует практика, именно технологии дистанционного обучения являются основой организации современного дополнительного профессионального образования. Применение этих технологий позволяет работающим специалистам без отрыва от своей основной работы и в достаточно короткие сроки пройти качественное обучение по образовательным программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Кроме того, активное развитие и внедрение в учебный процесс современных информационно-коммуникационных технологий создает необходимые условия для формирования системы непрерывного образования, способствующей профессиональному росту и совершенствованию специалиста в течение всей его жизни.

Дистанционное обучение признано в законодательном порядке одним из способов реализации образовательных программ. Таким образом, в настоящее время обучение с применением дистанционных технологий (дистанционное образование) является абсолютно равноправной формой обучения по отношению к традиционным.

В соответствии со статьёй 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — ФЗ-273) под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 утверждён Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (далее по тексту — Порядок).

Данный Порядок предусматривает применение дистанционных образовательных технологий в предусмотренных ФЗ-273 формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. При этом образовательные организации обязаны информировать обучающихся о реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, обеспечивая тем самым возможность их правильного выбора.

Действующий Порядок предполагает два вида применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

В первом случае обучение проводится с использованием исключительно дистанционных образовательных технологий. При этом учебные занятия организованы в виде онлайн-курсов, обеспечивающих для обучающихся достижение и оценку результатов обучения путём организации образовательной деятельности в электронной информационно-образовательной среде, к которой предоставляется открытый доступ через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет». При реализации образовательных программ с применением исключительно дистанционных образовательных технологий организация самостоятельно создаёт условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, а также обеспечивает идентификацию личности обучающегося.

Во втором случае дистанционные образовательные технологии используются в качестве одной из форм организации учебного процесса.

При реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий организации самостоятельно определяют порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся.

Кроме того, организации вправе самостоятельно определять соотношение объёма занятий, проводимых путём непосредственного взаимодействия педагога с обучающимся. При этом допускается отсутствие таких занятий в аудитории.

На практике в дистанционном образовании используется два типа технологий:

  • синхронное (on-line) обучение,
  • асинхронное (off-line) обучение.

Синхронный метод предполагает способ доставки учебных материалов обучающимся, когда все (обучающиеся и преподаватель) находятся в сети (on-line), то есть одновременно участвуют в процессе учебных занятий. Это возможно, скажем, на web- или видеоконференциях.

Асинхронное обучение, напротив, не требует одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый самостоятельно выбирает время и план занятий, а доставка ему учебного материала осуществляется с помощью электронной почты, электронных библиотек и т. д. С целью повышения эффективности обучения, как правило, оба этих метода комбинируются.

Дистанционное обучение обладает рядом бесспорных преимуществ перед другими стационарными формами образования. К ним можно отнести следующие: возможность обучаться в комфортных условиях — дома или на рабочем месте; развитие самоорганизации и самостоятельности обучаемого; значительная экономия времени и материальных затрат; доступность общения с преподавателем (возможность задать интересующие вопросы в согласованном с преподавателем режиме); индивидуальные сроки обучения, учитывающие способности и возможности обучаемого.

Важно отметить, что в системе дистанционного обучения применяются методики, предполагающие большое количество практических заданий. К заданиям практического характера обучающийся приступает, как правило, после ознакомления с теоретическим материалом. При получении дистанционного образования практическим заданиям отводится решающая роль, поскольку очень важно, чтобы все приобретенные теоретические знания обучающийся тут же применял на практике.

Несколько слов следует сказать о контроле за учебной деятельностью в системе дистанционного обучения. За каждый пройденный раздел курса обучающийся отчитывается перед преподавателем путём промежуточного тестирования. И только после его успешного прохождения обучающийся может двигаться дальше. Поэтому в системе дистанционного обучения контроль приобретаемых знаний очень детальный и практически постоянный, что заставляет обучающегося относиться к освоению учебного материала со всей добросовестностью и прилежностью. Кроме того, контроль за учебным процессом при дистанционном обучении характеризуется независимостью от преподавателя. Иными словами, в системе дистанционного обучения нельзя поставить оценку с предубеждением.

На сегодняшний день дистанционным обучением может воспользоваться любой желающий независимо от места жительства, возраста, уровня занятости и других критериев. Важно только выбрать достойное учреждение, способное предоставить качественные образовательные услуги по нужному вам направлению. Решить эту задачу позволит знание факторов, определяющих качество дистанционного обучения:

  • высокий потенциал информационных платформ, используемых для дистанционного обучения;
  • доступность информационных платформ для обучающихся в любое удобное для них время;
  • высокий уровень развития самостоятельности обучающихся;
  • привлечение высококвалифицированных кадров для формирования преподавательского состава;
  • большое количество дополнительных учебных материалов и практических заданий;
  • возможность личного общения обучающегося и преподавателя.
     
    Мы предлагаем вам пройти обучение по самым востребованным и актуальным темам:
  • обучение по ФЗ-44 и ФЗ-223;
  • пожарная безопасность;
  • робототехника для учителей;
  • охрана труда;
  • строительство.

Подробную информацию об обучении можно найти в разделе «Направления обучения».

Век живи – век учись! Такова народная мудрость. Обязательно следуйте ей на пути к самосовершенствованию!

Автор: Ерёменко Елена Валерьевна

Возврат к списку