Дистанционное обучение
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5570 от 20 августа 2015 г.

Дистанционные технологии в образовании

Говорят, что с каждым годом прогресс идёт все быстрее. Если нашим предкам понадобились тысячелетия, чтобы изобрести колесо и ввести его в повседневный обиход, то информационные технологии вошли в нашу жизнь за какие-нибудь 60 с небольшим лет. 60 — это если считать по максимуму, со второй половины 40-х гг. XX в., когда была создана первая универсальная электронная цифровая вычислительная машина ЭНИАК. Невероятно быстрыми темпами вычислительные машины вышли из научных институтов и оборонных ведомств и пришли в частные дома, фирмы и школы. Процесс вовлечения широких масс в информационные технологии пошёл просто семимильными шагами с того времени, как из тех же оборонных ведомств вышло настоящее чудо — всемирная сеть Интернет, позволяющая передавать информацию от одного устройства к другому за считанные секунды, даже если это устройство расположено на другом конце земного шара.

Информационные технологии заняли своё прочное положение и в образовании. Глобальная компьютеризация школ и вузов, обязательное обучение преподавателей всех специальностей информационным технологиям, регулярные задания для учащихся, связанные с поиском информации в Интернете и оформлением работ с использованием компьютера, — вот повседневная реальность, которой не было ещё 10 лет назад.

Помимо того что Интернет ­позволяет нам значительно быстрее находить информацию, именно благодаря ему появилась новая форма обучения — дистанционная. Появление дистанционного образования в корне изменило образовательный процесс. Исчезли территориальные и языковые границы для желающих учиться, у людей с ограниченными возможностями появилась возможность получить практически любое образование, не выходя из дома. Те, кому работа не позволяет получать дополнительное образование или проходить повышение квалификации даже заочно, тоже получили возможность расширять свои знания. Словом, переоценить роль дистанционного образования сложно.

Вопросам применения дистанционных технологий в образовательном процессе была посвящена одна из секций XIII Южно-Российской межрегиональной научно-практической конференции-выставки «Информационные технологии в образовании-2013», которая проходила 14—15 ноября 2013 г. в Ростове-на-Дону. Приятно радует сам факт, что конференция — уже тринадцатая по счёту, значит, наша область уделяет немалое значение развитию информационных технологий в образовательной среде. Десятки тезисов, около семи сотен зарегистрированных участников, которые приехали из разных населённых пунктов Ростовской области, участие крупных компаний, презентовавших свои товары и услуги, — всё говорит о том, что информационные технологии в образовании востребованы, что учителя и преподаватели всех ступеней образования стремятся сделать процесс обучения более удобным и современным.

На конференции присутствовали школьные педагоги, преподаватели лицеев, колледжей, вузов, центров повышения квалификации. Многие выступали с докладами, рассказывая о своём опыте коллегам.

С одним из докладчиков, преподавателем центра повышения квалификации, который проводит обучение дистанционно, мы и поговорили о плюсах и минусах такого обучения.

Галина, ваш доклад на конференции был посвящён дистанционным технологиям в дополнительном образовании. Как вы считаете, дистанционное образование лучше, чем очное?

— Это достаточно сложный вопрос. С одной стороны, конечно, дистанционное обучение имеет очень много преимуществ. Оно позволяет обучаться без отрыва от работы, выбрать тот вуз, который интересен обучаемому без учёта того, что нужно жить где-то в гостинице, куда-то ехать, тратить массу времени. Оно гораздо дешевле, чем очное, из-за того что используются интернет-технологии. Но в то же время, конечно, дистанционное обучение заставляет обучаемого больше заниматься самостоятельной работой.

Как вы считаете, дистанционно учиться удобнее?

— Да, во многом удобнее, разумеется, если человек умеет организовывать своё время.

Мне кажется, что чтение лекций на сайте не может заменить реального общения с преподавателем, реального диалога, когда слушатель задаёт вопросы и получает на них ответы. Вам так не кажется?

— Да, конечно, это так, но на нашем сайте мы постарались предусмотреть это. Например, у нас предусмотрена возможность прослушивать аудиолекции, смотреть видеоуроки. Также мы оказываем онлайн-консультации слушателям, то есть они могут получить ответы преподавателя на все свои вопросы, пообщаться с ним прямо на сайте в личном кабинете.

Насколько я понимаю, дистанционное обучение очень удобно для тех людей, которые живут вдалеке от крупных городов. Но скажите, а насколько реально обучаться через Интернет в какой-нибудь отдалённой деревне, ведь там может и не быть Интернета вовсе?

— Сейчас эта проблема не стоит так остро, как раньше. Практически везде есть Интернет, существуют разные системы подключения, широко распространён мобильный Интернет, поэтому в нашей практике таких проблем не возникало.

А как обстоит ситуация с общей компьютерной грамотностью? Среди учителей, медиков и госслужащих много людей в возрасте, которым компьютерные технологии даются с трудом. У вас были ситуации, когда отсутствие навыков работы с компьютером мешало обучению?

— Да, такие ситуации бывают. Бывало, что люди не понимали даже, как зарегистрироваться на сайте. Но мы, во-первых, постарались, чтобы интерфейс нашего учебного сайта был удобен, прост для восприятия и понимания. А во-вторых, наши преподаватели помогают тем, кто проходит у нас обучение, если у них возникают сложности, связанные именно с пользованием компьютером и Интернетом.

То есть вы обучение проводите при помощи сайта?

— Да, на специальном сайте, который предназначен для дистанционного обучения.

А скажите, технологиями, применяемыми на вашем сайте дистанционного обучения, может воспользоваться другой обучающий центр? Насколько они универсальны?

— Наши технологии может использовать любой другой обучающий центр. Мы можем предоставить их в аренду или продать. Опыт, связанный с предоставлением наших технологий другим обучающим центрам, у нас уже есть и он достаточно успешен. Технологии, которые мы используем — универсальны. Их может использовать любой обучающий центр, независимо от того, по каким программам в нём ведётся обучение.

А что такого интересного и необычного есть на вашем сайте, чего нет в других системах?

— При обучении мы уделяем большое внимание проблемам русского языка, несмотря на то, что наша обучающая программа напрямую с этим не связана. На сайте дистанционного образования у нас реализована технология интерактивного диктанта, где каждый обучаемый путём подставления букв, словосочетаний и знаков препинания может проверить свои знания русского языка и получить разъяснения по допущенным ошибкам.

А какова специфика ваших обучающих курсов?

— Мы проводим курсы повышения квалификации в сфере госзакупок. На первый взгляд курс совершенно не связан со знанием русского языка. Но мы считаем, что грамотность очень важна для любого человека, а для публичного, то есть специалиста по госзакупкам, — тем более.

Скажите, насколько правдивы результаты тестирования? Ведь человек в процессе прохождения тестирования вполне может найти нужную информацию в книгах или Интернете, а вы об этом даже не узнаете.

— Вы, конечно, правы, в этом есть определённая проблема, с которой мы пытаемся бороться. У нас на сайте реализована технология, которая позволяет преподавателю установить время на выполнение задания, и оно достаточно ограничено. Времени на то, чтобы найти информацию в Интернете или в книгах, у слушателя просто не остаётся. Во-вторых, у нас большая база тестов. И даже если два человека из одной организации (а такое бывает достаточно часто) будут проходить тестирование, сидя за соседними компьютерами, шанс, что им попадутся одинаковые вопросы, минимален. Кроме того, к нам на обучение приходят взрослые люди, мы надеемся на их сознательность и на то, что помимо «корочки», им нужны ещё и знания.

Спасибо за интересный рассказ, Галина! Надеемся, что дистанционное образование и дальше будет помогать людям расширять свой кругозор и открывать новые, ранее недоступные перспективы.

Автор: Тищенко Анастасия Николаевна

Возврат к списку