Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5570 от 20 августа 2015 г.

Список статей

Право на ошибку

Ковалева Инна Александровна
25 августа 2014 года

Сегодня, когда в нашей стране министерствами и ведомствами различных уровней столь активно обсуждаются пути модернизации во всех сферах общества, особо актуально, по моему мнению, выглядит вопрос качества не только современного классического, но и дополнительного образования, в том числе широкого (и, нужно отметить, довольно востребованного) спектра дополнительно предоставляемых образовательных услуг как государственными, так и негосударственными учебными заведениями.

С 1 сентября 2013 года на территории России вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (за исключением части 6 статьи 108, вступившей в силу со дня официального опубликования, и ряда других положений, вступающих в силу в более поздние сроки). Работа над проектом этого закона длилась несколько лет, причем в последние два года велась в режиме активного публичного обсуждения. Как отметил на очередном заседании Правительства РФ 26 июня 2012 г. президент Д. А. Медведев, сложно сказать, какой еще закон обсуждался у нас так долго...

А между тем столь продолжительное обсуждение проекта документа было обусловлено не только профессиональным интересом отдельных категорий граждан, но и просто человеческим небезразличием огромного числа россиян, ведь закон этот действительно касается всех нас, и исключений здесь быть не может.

В январе прошлого года, будучи уже Председателем Правительства РФ, в части одного из опубликованных документов Д. Медведев порекомендовал органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России разработать и утвердить региональные планы мероприятий, направленных на повышение эффективности образования и науки. В рамках этого документа говорится также о том, что даже в сферу дошкольного образования сегодня важно привлекать негосударственные организации, развивать вариативные формы его получения, модернизировать систему лицензирования и аккредитации в сфере высшего образования. А под председательством нынешнего президента В. Путина на ряде правительственных заседаний неоднократно говорилось о роли и качестве современного образования, о значении русского языка в современном мире и важности его изучения, о повышении уровня языковой грамотности россиян. Причем в такую деятельность должны включаться все: и государственные, и негосударственные учебные заведения.

Говорится об этом и сегодня. Казалось бы, политика нашего государства и его лидеров в сфере образования и повышения уровня всеобщей грамотности предельно ясна. Даже федеральный орган исполнительной власти, который на сегодняшний день осуществляет в нашей стране функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (Минобрнауки РФ) — ведомство, образованное относительно недавно, в 2004 году. Оно является правопреемником Министерства образования РФ, преобразованного в 1999 году из Министерства образования и науки РФ (1996—1999), которое, в свою очередь, было образовано из двух отдельных ведомств... Сплошные преобразования с целью повышать, улучшать, модернизировать... Что же на практике?

На практике, к великому сожалению, сегодня приходится наблюдать, что всеобщий уровень коммуникативной культуры оставляет желать лучшего. В прямом эфире комментаторами и дикторами центрального (!) телевидения допускаются речевые оплошности, а то и вовсе нарушения речевой нормы, в речи работников (в том числе ведущих менеджеров) многих российских компаний зачастую звучит «дОговор», «страховщИк», «катАлог», «квАртал», а в деловых бумагах практически узаконили свое существование «безакцеНтные списания», «прецеНденты» и «встраЕваемая техника». Что уж говорить о таких банальностях, как «безопасТность» и «корпАрОтивный» («кАрпАративный» как еще один не менее плачевный вариант).

Конечно, можно говорить о том, что современный язык делового общения стал более ярким, живым и разнообразным, о подвижности и вариативности орфоэпических и акцентологических норм языка, о том, что, пока отдельные его правила еще не устоялись (и таковых на сегодняшний день действительно немало), в деловых письмах к постоянному клиенту вполне можно встретить нелепое сокращение «Здравствуйте, г. Сидоров», где г. — господин. Но нельзя не рассматривать тот факт, что в официально-деловой язык проникло множество ляпов, грамматических и стилистических ошибок. Да, действительно, в советском деловом языке было гораздо больше ограничений, сухости и канцеляризмов, но с точки зрения грамотности он был безупречен...

Однако, обращаясь к действительности, нельзя не отметить также тот факт, что грамотность сотрудников как неотъемлемый элемент имиджа российских компаний стала всерьез волновать многих руководителей и владельцев бизнеса. Так, некоторые из таких управленцев уже организовали для своих сотрудников регулярное проведение корпоративных мастер-классов по русскому языку и культуре речи с привлечением соответствующих специалистов, содержат в штате корректоров и литературных редакторов или, например, приглашают работающего в бизнесе специалиста-филолога, хорошо знакомого с тонкостями современного делового языка.

Конечно, любой дальновидный руководитель прекрасно понимает, что грамотный стиль общения сверхположительно скажется на продуктивности деятельности компании в целом, и прежде всего менеджеров, которые работают с клиентами. Ведь всего из-за одного неграмотно или некорректно употребленного в документе слова может сорваться выгодная сделка, а то и многомиллионный контракт.

Мы, специалисты Межрегионального центра повышения квалификации «Ориентир», конечно же, не можем оставаться безучастными в этом отношении. На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении при построении современной, отвечающей всем требованиям нового законодательства образовательной системы используется комплексный подход для решения целого ряда важнейших задач. Это, например, применение нами уникального и прочно занявшего свою позицию метода дистанционного обучения, разработка, внедрение и постоянное совершенствование программного обеспечения и технических средств для нашего сайта, создание учебных материалов, видеолекций и деловых игр, которые в совокупности позволяют сделать процесс обучения наших клиентов максимально удобным и эффективным, ведь наш девиз — «Работать так, чтобы клиент захотел вернуться к нам!». Учебная и методическая литература, создаваемая ведущими преподавателями нашего учебного центра, а также другие материалы, размещаемые на сайтах компании, проходят предварительную проверку штатными специалистами-филологами, а для наших зарегистрировавшихся и проходящих обучение клиентов на сайте goszakaz.orientir-yug.ru в разделе «Расписание» одна из лекций в теме «Общие положения контрактной системы» целиком посвящена культуре письменной деловой речи и предусмотрена возможность прохождения тестирования по русскому языку. Также вниманию наших клиентов мы предлагаем интерактивные диктанты и другие виды проверки орфографической и пунктуационной грамотности, потому что мы уверены в том, что грамотная деловая речь — неотъемлемая составляющая профессиональной компетенции специалиста любой отрасли.

Завершая этот релиз, мне как практикующему филологу еще раз хотелось бы обратить всеобщее внимание на действительно актуальную проблему резкого снижения уровня грамотности, ведь сегодняшний выпускник с отметкой «удовл.» в дипломе напротив дисциплины «Русский язык» — завтрашний специалист на рынке труда. А пока вопросы о том, кто же определит его право на ошибку и какова будет ее цена, все еще актуальны...